Объемные товарные знаки

Помимо обычных графических товарных знаков товаропроизводители регистрируют и объемные знаки. В РФ такая разновидность торговых марок встречается довольно редко, не смотря на то, что в мире существует многолетняя практика регистрации товарных знаков на 1-inc.ru. Под этими знаками подразумевают, как форму самих товаров (конфеты, мыло, торты, печенье, таблетки), так и их упаковку (флаконы, коробки, бутылки). По своей сути объемный знак – это трехмерное изображение торговой марки, имеющее длину, ширину и высоту. Эти объекты представляют собой комбинацию линий и фигур. Они не только повторяют общий вид предмета, но и имеют свои оригинальные характеристики. Различительную способность таких знаков определяет оригинальность форм и функциональное назначение. Форма этого объекта должна отвечать главному критерию товарного знака – способностью выделять (индивидуализировать) его среди иных однородных товаров. Идеальным объемным знаком является тот, который отражает индивидуальный характер товара, вкус потребителей и стиль производящей компании. 

Различие между промобразцом и объемным знаком иногда довольно трудно определить, поскольку, например, такая тара, как бутылки и банки может быть зарегистрирована, как в качестве знаков, так и в качестве промобразцов. Чтобы понять различие между ними следует четко знать, что промобразец является графическим описанием самого изделия (художественно-конструкторское решение), отражающим его внешний вид. К этой категории объектов чаще всего относят этикетки, тару, упаковку, печатные издания, модели мебели, фасоны одежды. Промобразец считается созданным с момента подачи заявки на него, оформленной в соответствии с законодательством, а не в момент изготовления изделия. После регистрации промобразца его правообладатель получает патент, который предоставляет ему исключительные права на изготовление изделия именно в таком исполнении. Регистрация промобразца в РФ происходит примерно 12 месяцев, а его охрана действует 15 лет.

В отличие от промобразца, объемные товарные знаки – это товары оригинальной формы или их оригинальная упаковка. Их регистрация осуществляется на протяжении 9-10 месяцев с момента подачи заявления с пакетом соответствующих документов. В процессе рассмотрения заявки производится формальная (до 1 месяца) экспертиза и экспертиза заявленного обозначения. При выявлении каких-либо «противопоставлений», ФИПС присылает уведомление, на которое заявитель должен ответить на протяжении 6 месяцев. Если доводы заявителя не приняты или получен отказ в регистрации объемного знака, заявитель может обжаловать решение ФИПС в Палате по патентным спорам. В том случае, когда экспертиза не выявила «противопоставлений» или приняла предоставленные доводы заявителя, выносится решение о регистрации заявленного объемного знака. Дата, указанная на свидетельстве считается датой регистрации знака. Срок ее действия -10 лет. Ее можно неоднократно продлевать каждые 10 лет.