Дизайн перетяжек
Скомпоновать шрифтовой плакат или создать какое-либо комплексное шрифтовое оформление — означает сочинить или собрать из отдельных элементов и частей единое целое. Давая оценку той или иной работе художника, часто говорят: шрифт хорошо скомпонован или нескомпонован. Скомпонованный шрифт — тот, в котором удачно связаны в единое целое все составляющие части и отдельные элементы, все на своем месте, ничто не беспокоит глаз и создается впечатление полной гармонии. Нескомпонованный шрифт — дробный, с несоразмерными частями и случайными элементами — вызывает зрительную неудовлетворенность низкими художественными качествами. Плохо скомпонованный шрифт, даже если он несет верное содержание, мы должны считать неудачным как в эстетическом, так и в идеологическом плане. Для нас непреложным является закон единства формы и содержания. Любой шрифт, каким бы простым он ни казался, помимо коммуникативного назначения, воздействует еще и на чувства человека, осуществляя, в частности, функцию воспитания вкуса.
В своей работе исполнитель проявляет определенный художественный вкус, и зритель, эмоционально оценивая его труд, испытывает эстетическое удовлетворение или неудовлетворение. Целостность, композиционная слаженность всего построения как раз и отвечает чувству эстетического удовлетворения человека. Композиция — наиболее творческая сторона деятельности художника. Конечно, существуют определенные принципы, общие закономерности, пользуясь которыми можно сознательно корректировать свою работу, добиваясь наиболее приятных для глаза пропорций, гармоничности построения. Однако заметим, что нет раз и навсегда установленных отношений и пропорций, которые гарантировали бы наилучшие художественные качества.
Опытом установлено, что одной из благоприятных для восприятия является пропорция — золотое сечение. Это отношение отрезков прямых, фигур, тел, основные размеры которых относятся как 1:0,618, или, иначе говоря, при делении целого на две неравные части большая из них так относится к целому, как меньшая к большей. Анализ многих классических произведений различных видов искусства показал, что в большинстве из них есть золотое сечение. Такая пропорция, безусловно, гармонична, но не является единственной и представляет собой лишь частный случай геометрической пропорции.
Античные художники, а затем художники эпохи Возрождения строили свои произведения на геометрических закономерностях. Капитальные шрифты в своей основе также имели геометрически закономерные пропорции. Вспомним хотя бы соотношение основных и вспомогательных штрихов этих шрифтов — 3:2 это тоже золотое сечение. Наиболее распространенной формой композиционного равновесия была симметрия, которая достигалась равноудаленным расположением строк относительно оси симметрии или вокруг центральной точки. И теперь симметрия как наиболее привычная форма равновесия широко применяется в шрифтовых работах в чистом виде и в сочетании с асимметричными частями.
Золотое сечение можно построить. На рисунках показано построение прямоугольника с золотым соотношением сторон. Для этого нужно по меньшему отрезку (АВ) построить квадрат. Сторону АВ разделить пополам.
Из точки О радиусом, равным диагонали половины квадрата, провести дугу до пересечения с продолжением линии АВ. Точка С даст нам отрезок АС, который и явится большей стороной прямоугольника в пропорции золотое сечение. по отношению к меньшей стороне (немногим более 3:2). Достаточно благоприятен для зрения и другой прямоугольник на втором рисунке. По сравнению с первым имеющим золотое сечение он выглядит «коренастее». В пределах подобных прямоугольников находятся форматы существующей бумаги, книг и плакатов, выпускаемых массовым тиражом. Художники также часто используют подобные форматы в своей практике. Ширина текстовой части, симметрично располагающейся в плакате с золотым соотношением сторон, может относиться к ширине листа, как 0, 618:1. В нашем рисунке она равна отрезку ВС, так как отрезок ВС имеет золотое пропорциональное соотношение с АВ’. При этом, если верхнее и боковые поля принять за единицу, нижнее поле должно быть равно 1,5. Это придаст зрительную устойчивость «блоку» текста в листе.
В практике художников весьма часто встречаются узкие и очень длинные плакаты-транспаранты (например, перетяжки, с помощью которых оформляются улицы; транспаранты, устанавливаемые вдоль дорог, на фасадах зданий, в помещениях), в которых текст располагается в строку.
Благоприятное для глаза соотношение высоты букв и ширины такого транспаранта также может быть обеспечено пропорцией золотое сечение. В пределах размера В С компонуются как однострочные транспаранты, так и состоящие из двух и более строк. Ввиду того, что транспарант неширок, верхнее и нижнее поля могут быть одинаковыми, если нет опускающихся за нижнюю линию концевых элементов (Д, Ц, Щ). В противном случае нижнее поле делается чуть больше. Если текст компонуется в две и более строки одинаковыми по высоте прописными буквами, то междустрочное расстояние тоже может соотноситься с высотой букв, как 0,618:1, или чуть более — 2:3.
Начинающим художникам полезно делать подобные построения и расчеты; в дальнейшем чувство пропорции и равновесия должно проявляться автоматически.
Современные тенденции в выборе формы носителя текста обусловлены тем, что наше представление о гармоничности пропорций несколько видоизменилось. Нам, например, стало присуще воспринимать гармоничными кубические и стремительно вытянутые архитектурные объемы и связанные с ними монументально-декоративные плоскости больших размеров. В настоящее время художники все чаще применяют квадратные формы или близкие к ним, прямоугольные удлиненные, сложные криволинейные и составные формы. На форму носителя текста влияют архитектурная ситуация, окружение, где он должен разместиться: форма стены, ее членения, окна, расстояние между ними и др. Это касается и интерьеров и экстерьеров в равной мере.
Очень большое значение в композиции имеет масштабность. В прямом смысле масштаб — это отношение размера в чертеже к действительному размеру в натуре. В художественной практике масштаб означает соизмерение (соотношение) того или иного сооружения или предмета с человеком. Это соизмерение выражается не в какой-то абсолютной величине, точном размере, а относительной соразмерностью предмета и человека, предмета и окружающей среды.
Рассматривая художественное оформление, мы среди прочих характеристик даем и такую: масштабное или немасштабное. Масштабность в оформлении — это не только соизмерение его с человеком и окружением, но и соразмерность всего оформления с отдельными его частями и элементами.
Понятие не масштабности легко усвоить, если представить, к примеру, брандмауэр, созданный для фасада здания и рассчитанный на обзор с определенного расстояния, размещенным в большом помещении. Такое крайнее несоответствие редко кто допустит. Чаще ошибаются, когда, выполняя плакаты интерьерных размеров, устанавливают их на открытом пространстве или на фасадах зданий в качестве перетяжки.
Несоблюдение масштабности частей и элементов оформления с выбранным форматом нарушает принцип композиционного равновесия. Это может быть несоразмерность размера шрифтового поля с верхним, нижним и боковыми полями; и несоответствие размеров шрифта с самим плакатом и между собой; не найденное положение главных и соподчиненных текстов, несоразмерность заголовков, инициалов, декоративных элементов, цветовых пятен и т. п.
Равновесие частей любого шрифтового макета зрительно должно вызывать чувство покоя, устойчивости. Если симметричным построением можно сравнительно легко добиться равновесия, то в композиции с асимметричным расположением частей такого впечатления достигнуть куда труднее, ибо никаких особых правил, вычислений на этот счет не существует — только опыт, чувство и глаз художника.
Соблюдая все рассмотренные условия правильного использования ритма путем продуманного и прочувствованного чередования частей и элементов оформления, цветового решения, художник может создать определенное направление и последовательность восприятия рекламы самого различного содержания и объема. Это особенно важно выдерживать в комплексных решениях. Если глаз не воспринимает изображение как единое целое (безразлично, идет ли речь об отдельном плакате или перетяжки или о комплексе), если он блуждает по разным элементам или его отвлекают частности, то это означает, что в композиции нет зрительного центра, особого акцента, который бы связал все в единое целое, подчиняя себе остальные части. В простейших шрифтовых плакатах таким центром бесспорно является сам текст. В комплексах, сложных по объему, его надо найти и умело использовать, сообщив целостность, композиционную слаженность всему построению.
Столь необходимая целостность композиции может быть достигнута только при учете всех тех разнообразных требований и закономерностей, о которых говорилось выше. Красивые пропорции, необходимый контраст, масштабность, равновесие, ритм, цветовая гармония — вот начало начал художественного творчества, основа средств художественной выразительности, которыми должен свободно владеть каждый художник шрифта.
С Т И Л Ь Н Ы Й Ш Р И Ф Т – М А Г Н И Т У С П Е Х А