Этикетки крымских вин

Коллекция винных этикеток, особенно если это этикетки крымских вин, может смело соперничать со многими художественными музеями. Крым издавна славился своими виноградными лозами и виноделие в этом краю традиционно процветало, будучи основным производством региона. Поэтому разработка этикеток для знаменитых крымских вин всегда была востребованным и уважаемым занятием. На примере истории винной этикетки в Крыму можно проследить этапы развития промышленного дизайна на Украине.

Истоки крымского виноделия теряются в древнегреческих мифах. Уже двадцать пять веков назад Тавриду оплетали густые виноградные лозы. И уже в античности вино подразделялось на сорта и звалось по местностям, где рос виноград – Хиоское, Таврическое, Кипрское…Чтобы маркировать вина для удобства перевозки и последующей продажи, греки ввели систему клеймения керамических амфор. Клеймо на амфоре было «предком» современной винной этикетки.

Амфоры делали местные гончары, а маркировали их в соответствии с сортом вина, так что покупатель, взглянув на сосуд, мог безошибочно определить, из какой области доставлен хмельной напиток. Обычно подобное клеймо к тому же содержало несколько букв из имени производителя-винодела.

В суровые средние века в Крыму виноделие пришло в упадок. Полный цикл производства сохранился только в нескольких монастырях, да и это вино не блистало качеством и не превышало количества нескольких ведер. Так что в то время об упаковке и этикетках не задумывались.

И только когда Крым был присоединен к России – в 1783 году – деятельный князь Потемкин-Таврический занялся виноделием в государственном масштабе. К началу XIX века сложилась система маркировки крымских вин.

Для технических, внутрипроизводственных нужд, этикетки поначалу писались вручную, на обычной бумаге для писем, и содержали минимальное количество сведений: название вина, номер бутылки и год изготовления. Но чем больше виноградников появлялось на южном берегу Крыма, чем сильнее виноделие в этом регионе опиралось на промышленную основу и научные достижения, тем распространеннее и содержательнее становились надписи на винных этикетках. Теперь они могли содержать до десятка пунктов, в том числе адрес поставщика, подробные рекомендации по хранению и заверения в высоком качестве напитка. Так этикетки крымских вин стали выполнять не только техническую, но и рекламную функцию.

Этикетки на spoligraf.com крымских вин традиционно украшали фамильные гербы хозяев знаменитых виноградных плантаций и глав торговых домов. Среди них были и особы царствующего дома: император Александр Павлович, великий князь Александр Михайлович, и князья Нарышкин, Денисов, Горчаков, Трубецкой, Голицин и Шустов.

Постепенно, с дальнейшим развитием крымского виноделия, многие вина обрели широкую известность в России и за рубежом и без труда отличались потребителем друг от друга по названиям. На этикетках теперь наблюдались и элементы декора, поначалу в виде незатейливых рамочек и виньеток. Но вскоре на этикетках начали все более и более уверенно появляться незабываемые виды крымской природы. Эти изысканные гравюры печатались литографическим способом, для них использовалась белая бумага в два-три цвета и бронзовый порошок. Эскизы таких этикеток разрабатывали уже живописцы-профессионалы.

В скором времени этикетки крымских вин превратились в настоящие миниатюрные шедевры графики и полиграфии. Насыщенные цвета, сложные элементы узора в стиле «модерн», столь популярном в начале XX века, делали простые наклейки на бутылках завораживающими произведениями искусства.

В тридцатые годы XX века в Крыму появились кардинально новые винные этикетки на spoligraf.com – с суровой пролетарской и советской символикой. Вслед за этим наступил унылый период, который сами виноделы метко прозвали «сталинской тоской». Видимо, тогдашний правящий класс – пролетариат предпочитал водку. А в военное лихолетье и совсем стало не до веселых застолий. Вина были не востребованы народом – изящество гравюр на этикетках и качество полиграфии сошло на нет.

Лишь в конце 50-х годов прошлого века искусство винной этикетки в Крыму потихоньку начало возрождаться. Винам вновь дали «зеленый свет» и начал бурно формироваться оригинальный стиль советской крымской этикетки для вина. Самая характерная его особенность – изображение конкретных географических объектов, реально существующих крымских пейзажей, причем чуть ли не с фотографической точностью. По винным этикеткам можно наглядно изучать географию крымского полуострова. Здесь и Генуэзская крепость в Судаке, и замок «Ласточкино гнездо», и Карадаг…

Разнообразие и изысканность – фирменный стиль крымских винных этикеток, а эпоха создания каждой этикетки накладывает на нее, как мы убедились, свой неповторимый отпечаток.

По материалам на spoligraf.com