Фасады домов – отличное место для рекламы.

Значительная часть наружной рекламы на городских улицах расположена на фасадах домов. С одной стороны, ничего плохого в этом нет: выполненные в соответствии с требованиями эстетики вывески и баннеры на стенах или крышах зачастую служат украшением невзрачных строений.

С другой стороны, использование в коммерческих целях стен жилых зданий в большинстве случаев становится предметом жарких споров, а то и судебных тяжб. Вопрос в том, имеет ли право владелец баннера или вывески размещать их на домах общего пользования, а если да, то должен ли он за это платить.

Стоит заметить, что еще несколько лет назад мнением жильцов никто не интересовался. В лучшем случае договор заключался с управляющей компанией. Да и сами граждане особо этой темой не озадачивались, воспринимая рекламные конструкции за их окнами не более, чем, например, системы утепления фасадов на www.caparol-capatect.ru/systems, или отличительный знак дома.

Однако в 2009 году президентским Указом были регламентированы права и обязанности сторон. По новым правилам размещение рекламы на фасадах или крышах жилых домов стало возможным лишь с согласия всех жильцов. Решающим голосом теперь обладает только общее собрание собственников жилья, которое может выбрать уполномоченного на заключение договора с рекламодателем.

Не меньше дискуссий вызывает и вопрос об оплате за использования общей собственности. Но новому закону, в случае, когда 100% жилой площади в данном доме приватизировано, право на свою долю в оплате имеют все владельцы. Притом это правило касается размещения рекламы не только на стенах дома, но и на крыше.

Отдельная статья – вывески на коммерческих помещениях, расположенных на первых этажах – магазинах, салонах, конторах и так далее. Закон обязывает предпринимателя доводить до своих потребителей информацию о своем предприятии: название, особенности продукции или услуг, юридический адрес и часы работы. Эти сведения не являются рекламой, и потому оплате не подлежат. Более того, за отсутствие полной информации на вывеске владелец может подвергнуться серьезному штрафу – до 40 тысяч рублей.

Есть и другие исключения. Так, общей собственностью не считаются ненесущие конструкции ограждающего характера, относящиеся к площади одного собственника, а также разрешенные пристройки.

Спор между собственниками жилья и рекламодателем переносится в судебные инстанции в тех случаях, когда предприниматель отказывается от заключения договора или исполнения финансовых обязательств по заключенному договору. Судебная практика показывает, что чаще всего суд оказывается на стороне законных владельцев дома. В результате судебного решения рекламные конструкции признаются незаконными и подлежат демонтажу, а с рекламодателя взыскивается штраф в пользу жильцов.